Россия богата не только природными ископаемыми, но и региональными брендами. В каждом регионе можно найти один, а то и несколько отличительных продуктов, которые обладают огромным влиянием на их родную территорию.
Мы решили узнать о российских региональных брендах и их государственной защите у эксперта IFORS Юлии Ермоленко.
Юля, cкажи, для чего вообще нужны региональные бренды? Могут ли они выступать как инструмент развития города или региона?
Под региональным потребительским брендом следует понимать бренд товаров, произведенных на определенной территории и имеющих прочную ассоциацию с этой территорией. Может быть, не сразу заметно, но региональный бренд действительно имеет влияние на развитие территории, затрагивая несколько направлений.
Итак, во-первых, это экономика. По части экономического эффекта речь идет о повышении инвестиционной привлекательности города, привлечении инвесторов.
Во-вторых, туризм. Успешный региональный бренд однозначно привлекает туристов.
В-третьих, культура. Культурный эффект может быть заметен в формировании новых традиций, трансформации восприятия родной территории.
И, наконец, пространство. В регионе появляются собственные события, праздники. Для мероприятий оформляются площади, создаются арт-объекты, магазины.
Юля, а можешь привести пример подобных региональных брендов?
В России их достаточно. Это Вологодское масло, Башкирский мед, Хохлома, Тульский пряник, Краснодарский чай, Ессентуки, Астраханский арбуз, Белёвская пастила, Архыз. Практически в каждом регионе можно найти что-то свое.
Как считаешь, может ли региональный бренд успешно выйти на международный рынок? Какие примеры можешь назвать?
Такие примеры есть, но не в России. На Западе практика создания и развития регионального бренда существует уже больше 50 лет.
Конечно же, она отработана и успешно функционирует. Законодательная база проработана очень детально, в некоторых странах есть отдельные законы по поводу регистрации и охраны подобных брендов. Появление новых региональных брендов и развитие уже сложившихся брендов сопровождается постоянными исследованиями.
Пример. Каждый из нас знает Бехеровку (Карловы Вары). Или вспомните те же вина, почти у всех есть территориальная принадлежность. Из российских примеров могу вспомнить Natura Siberica (косметика), бренд существует на зарубежных рынках, однако, это не региональный бренд в чистом виде. Он просто удачно имеет в нейминге упоминание российской территории.